Подготовка к школе

Обучение чтению и его особенности

Учим ребенка читать: от буквы к слову

В возрасте 4-5 лет дети начинают проявлять интерес к обучению вообще, и к чтению в частности. Они активно экспериментируют со звуками и словами. Старшие дошкольники достаточно развиты и усидчивы, они интуитивно чувствуют родной язык. Уровень развития речи, психологическая готовность ребёнка, желание узнавать новое являются определяющими для начала регулярных занятий чтением, но это не значит, что родителям нужно сидеть сложа руки и ждать – подготовительную работу можно и нужно начинать намного раньше. Подготовка к чтению для самых маленьких Знакомить ребенка с буквами можно как только в его лексиконе появится достаточное количество разнообразных слов. Занятия, которые мы рассмотрим ниже, будут одинаково интересны и полезны как полуторагодовалому малышу, так и трехлетнему карапузу. Сразу оговоримся, что на данном этапе речь идет не об обучении чтению как таковом, а о подготовке, цель которой – пробудить у ребенка интерес к буквам и звукам. Занятия проводятся исключительно в игровой форме и в их процессе мы не требуем от малыша демонстрации какого-либо результата.

Варианты подготовительных занятий: Покажите малышу букву и произнесите её название. Для первых игровых уроков подойдут несколько согласных (М – мама, П – папа, Д – домик), постепенно вводите гласные, произнося их нараспев. Расположите буквы магнитной азбуки на холодильнике, покажите букву О, обведите её пальцем, произнесите звук, который она обозначает. Назовите слова на эту букву (О – облако, остров). Если предварительно вынуть из азбуки магниты, то пластиковые буквы станут безопасным игровым материалом, который можно трогать, кусать, рассматривать, раскладывать по цветам. Изучение алфавита В возрасте 4-5 лет пора переходить от игр к делу, а именно к изучению алфавита, четкое знание которого является залогом успешного освоения следующего этапа – чтения по слогам. Современные методики обучения чтению (Жукова, Голуб, Федины и др.) делают упор на запоминание не букв, а звуков. Например, Т называть не [тэ], а [т]. При таком подходе ребёнку проще переходить к чтению слогов. Это действительно важный момент, на который обязательно нужно обратить внимание! Для начала достаточно освоить 5 гласных и 10 согласных. Запоминать буквы можно по ассоциациям, например, Ж похожа на жука, Ч – на цифру 4, А – на широко расставившего ноги человека, Щ – на щётку с ручкой и т.д.

Чтение по слогам По традиционной методике детей начинают учить читать по слогам после прочного усвоения алфавита. В качестве учебного пособия можно взять проверенную временем классику жанра – «Букварь» Жуковой Н.С. Этапы обучения: Согласный + гласный. Сначала предлагайте слоги с фиксированным гласным звуком: ДА, СА, ПА, МА и т.д. Более сложные звуки Е, Ё, Я, Ю оставьте на потом. Составление слогов на слух. Например: «М, А – вместе? – МА. – Правильно!» На первом этапе нельзя ставить союз И между буквами, которые нужно объединить (не говорите М и А). Это будет мешать правильному выполнению задания. Гласный +согласный. Новые сочетания (АВ, ОГ, ИБ и т.д.) ребёнок по привычке может произносить наоборот. Для того чтобы он увидел разницу, напишите рядом похожие слоги (к примеру, АБ и БА), вместе найдите отличия и прочитайте их правильно.

Игровые приёмы: Поиграйте в словесную игру «Что получится?», которая поможет скоротать время в пробке или очереди. Называйте разные сочетания согласных и гласных, чтобы ребёнок их объединял «в уме» и произносил. Возьмите в качестве второго ученика куклу. Устройте соревнование, кто быстрее составит или произнесёт слог.  Чтение целых слов Начинать учить ребенка читать целые слова можно на этапе уверенного чтения по слогам. Начинайте с трёхбуквенных слов, таких как ХО-Р, КО-Т, РО-Т, НО-С.

Игровые приёмы: Напишите слово (например, РУКА) на карточке и попросите прочитать. Если ребёнок читает правильно, вы тут же рисуете то, что он прочёл. Пробуйте читать знакомые имена родственников, друзей из детского сада (РО-МА, ВО-ВА, ШУ-РА, ДА-ША и т.д.). Повысить эффективность игровых уроков помогут обучающие тетради (например, И.О. Бадулиной), предполагающие смену различных видов деятельности: раскрашивания, обведения по точкам, письма, артикуляционной гимнастики, занимательных упражнений. Советы по организации обучения

Чтобы обучение не превратилось в мучение и принесло желаемый результат, не забывайте о возрастных особенностях вашего ученика и следуйте рекомендациям ниже:

Каждое занятие необходимо начинать с повторения пройденного. Процесс обучения старших дошкольников не должен длиться дольше 15-20 минут, а малышей 3-4 лет — 10 минут. Если ребёнок отвлекается, утомляется, то занятие необходимо прекратить. Игровой характер и создание ситуации успеха, когда дошкольник выполняет посильные задания и радуется своим достижениям, помогают поддерживать постоянный интерес к обучению. В конце каждого урока обращайте внимание ребёнка на то, чему он научился, поощряйте его старания и хвалите. Несмотря на все старания родителей, занятия с ребенком не всегда проходят гладко. Тогда некоторые задаются вопросом: «А нужно ли вообще учить ребенка читать до школы?» Хотя формально при поступлении в школу ребенок не обязан уметь читать, ему всё же лучше научиться заранее. В программе первого класса обучению чтению отводится не так много времени, поэтому в наиболее выигрышном положении окажутся те, кто умеет свободно читать по слогам, понимая при этом смысл прочитанного. Так что, дорогие родители, запасайтесь терпением!

Добавить комментарий